Пятница, 3 Мая 2024

На смену уральскому говору приходит литературный русский

08.11.2016 Корреспондент: Екатерина Салахова ФОТО: Вячеслав Шишкоедов

«Она что с Урала?», – спрашивает продавец одежды у подруги главной героини фильма «Самая обаятельная и привлекательная», кивая в сторону покупательницы, не разбирающейся в моде. Говорят, после выхода фильма в адрес киностудии стали приходить возмущенные отклики зрителей, которым не понравилось такое отношение к «опорному краю державы». Сейчас у уральцев есть определенный имидж суровых людей. Но во многом он «навязан» телевидением. А вот чем мы действительно отличались от других, так это уральским говором. «Губерния» выяснила, что же особенного в нашем диалекте, хуже ли он других говоров и стоит ли избавляться от такого приобретения?

Где еще есть полуторки, горбулки и шаньги?

…Приехав в Челябинск, я долго не понимала, почему однокомнатная квартира стала полуторкой и что за таинственная «горбулка», которую южноуральцы чаще другого хлеба брали в магазине. Через десять лет проживания на Южном Урале вместе со всеми стала называть дачу садом, садовую клубнику – викторией, а ватрушку – шаньгой. Значит ли это, что я нахваталась уральских диалектизмов? Так называемые слова-маркеры действительно присутствуют в речи южноуральцев. Однако, как говорит доцент кафедры филологии ЮУрГУ, кандидат филологических наук Маргарита Егорьева, почти все они понятны и соседям-свердловчанам, и пермякам.

– Из слов-маркеров можно выделить слово «ну», которое у нас используют вместо «да». Если человеку задают вопрос, он вместо того чтобы ответить «да», говорит протяжно «нуу». Известна и наша пресловутая полуторка. Что значит полторы квартиры? Нигде кроме уральского региона такое слово не поймут. Однако это не типично южноуральское слово, так говорят в Перми, в Свердловской области, – рассказывает Маргарита Егорьева. – И в Екатеринбурге есть сады, те самые, которые у других – дачи, и наша знаменитая горбулка. Шаньги, иначе ватрушки с творогом, также продают и у нас, и в Свердловской области, и в Пермском крае. Кстати, вероятнее всего, это слово заимствованно именно из пермских говоров.

Когда на Урале начали строить заводы, владельцы промышленных предприятий привозили в наш край своих крепостных – из разных губерний. Поэтому до революции на территории Челябинской области были смешанные говоры. Однако с течением времени произошла нейтрализация маркеров речи, сегодня мы не находим ярких диалектных черт в произношении южноуральцев.

Вы спрашиваете или утверждаете?
Вопрос вместо утверждения – типичная особенность в речи южноуральцев. Для нормированной речи характерно понижение в конце утвердительного предложения. Однако наши земляки в этом случае часто интонацию повышают. «Ну я пойдууу», – фраза идет вверх, и трудно понять, человек действительно уходит или спрашивает разрешения это сделать. Известная и фонетическая особенность речи, связанная со «съеданием» слогов и букв. Например, «баушка» вместо «бабушка», «деушка» вместо «девушка», или же в глаголах – «грит» вместо «говорит».


По мнению филолога Маргариты Егорьевой, понятие «уральский говор» в большей степени относится к жителям соседних с нами территорий. Например, в Пермском крае до сих пор можно встретить чуть ли не двуязычие, настолько говор определенной территории может отличаться от общепроизносимого. Например, семья может дома говорить на диалекте, а в обществе использовать нормированный язык. И даже свердловчан слышно за километр – так очевидно они «окают». А вот Челябинская область в этом плане получается не столько колоритной. Речь южноуральцев близка, по словам Маргариты Егорьевой, к среднерусскому диалекту, тому самому, который принадлежит москвичам.

– Древнерусский язык был окающий. То есть отчетливо произносились безударные гласные – «мОлОко», «пОшел». Когда Москва стала центром Ростово-Суздальского княжества, то естественно туда съехалась вся знать, они привозили с собой дворню – кто-то с южных территорий, кто-то с северных. Произошло слияние южного и северного диалектов, – рассказывает Маргарита Егорьева. – Так, именно из южных регионов стало распространяться, ставшее нормированным, аканье – неразличение гласных в безударном положении. Это то, как мы говорим сегодня. От южан в нашей речи и «иканье» – «мИня» вместо «меня», «вИзу» вместо «везу». С севера пришло взрывное произношение буквы «г». Как мы знаем, в южных территориях произносят мягко «хэ». Северная морфологическая особенность речи, которая также закрепилась в современном произношении – твердое «т» в глаголах третьего лица. На юге произносят мягко – «идетЬ» вместо «идет», «несетЬ» вместо «несет». В итоге московский говор, совместив в себя различные диалекты, стал нормой.

В целом сегодня, по мнению Маргариты Егорьевой, диалекты пропадают. Такова сила влияния русского литературного языка. Особенно это заметно в речи горожан. Дети учатся в общеобразовательных школах, где им прививают основы нормированного языка. А говор еще можно поискать в селах и деревнях. Да и сами по себе русские говоры близки между собой, житель нашей страны с какого бы уголка ни был поймет своего соотечественника, как бы он не говорил, хоть «мИня», хоть «баушка».

Мнение

Евгения Зимина, актриса, преподаватель школы телевидения, ведет курсы по технике речи в Челябинске:

– Основные проблемы с речью у наших учеников – это зажатая челюсть, вялая артикуляция и говор. Но эти особенности касаются не только жителей Южного Урала. Я родом из Забайкалья, и с уверенностью могу сказать, что вышеуказанные речевые ошибки, особенно говор, распространены и в сибирской части нашей страны.

Конечно, говор существует. И это чаще всего банальное нарушение орфоэпических норм, которое никак не красит устную речь, а наоборот придает оттенок провинциальности (в отрицательном смысле этого слова), что для большого города, особенно для деловых людей неприемлемо.

К нам на занятия приходят прежде всего люди, чья деятельность связана с продажами или иным бизнесом, где от качества их речевых навыков зависит очень многое. Как писал Ларри Кинг: «Дорога к успеху – в быту или в профессиональной деятельности – вымощена разговорами, и, если вам недостает уверенности в общении, дорога эта может оказаться ухабистой». Понимая это, люди стремятся улучшить свою речь и активно записываются на курсы. Не только бизнесмены и менеджеры по продажам идут к нам в школу, на моих курсах очень много школьников и студентов, которым сложно отвечать у доски или читать рефераты. Наша речь – главное средство коммуникации, и поэтому у каждого ученика есть свой конкретный мотив прихода на курс по технике речи.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
10:55 Больше тысячи домов Челябинской области провели онлайн-собрания жильцов

Южный Урал вошел в пятерку самых активных регионов-участников проекта «День собственника». Жильцы, которые еще не проголосовали в онлайн- формате за важные жилищно-коммунальные вопросы, могут это сделать до 13 июня.

10:24 Новый спортивный комплекс в Челябинске оснастят первым в России экраном с медиа-стеклом

Строительство РМК-Арены на северо-западе города проверили губернатор Челябинской области Алексей Текслер, полномочный представитель президента РФ в УрФО Владимир Якушев и предприниматель, меценат Игорь Алтушкин. На площадке будущего комплекса уже красуется его контур. По словам главы региона, южноуральцы ждут открытия объекта с нетерпением, что «неудивительно, ведь это уникальный спортивный объект, для создания которого был систематизирован опыт крупных стадионов и арен России и мира».

17:52 В Челябинской области фиксируют прирост рождаемости по итогам апреля

Во второй весенний месяц на Южном Урале родилось 2413 малышей — ровно на 100 больше, чем в апреле 2023 года, сообщает Госкомитет по делам ЗАГС Челябинской области. Самым популярным именем для мальчиков стало Михаил, а для девочек — Ева.

Возврат к списку